Рассказы
Рассказы о чудесном
''Только для иностранцев!'' Гнида и маленький Всадник Алеша Всем повезло Всемирно известный кот Золотой человек Игра в ножичек Крашеная говядина Корнеплод Композитор счастливых случайностей Кукарекнутый день Наполеон и другие Озарение Право на шанс Он показывал мне, как сочинять стихи Нога с ручкой Нога с ручкой делает тип-топ Морда для стерляди Молодая картошка Помойное ведро с бриллиантами чистой воды Оптика Опущение человека Под лезвием звуков Ножницы От разрушения, от размыва и оползания... Птичка на ноге с ручкой Переезд через храницу Страшно и весело Сыр, индеец и надежда Табуретка Тайная жизнь Ангелины Суковой Хлад, глад, свет ТЫР-Р-Р - ПЫР-Р-Р Е Директор поэзии До и после обеда До и после недели рукопожатия
Дешёвка
Цветы моей матери Чайничек Чуть-чуть Шок и обморожение Яблоки Цикл ''Рассказы о чудесном''

Дешёвка

— Он их кушает?
— Он исчезает их.
И вот теперь, мой драгоценный Читатель, я пользу-
юсь подходящим случаем обратить Ваше внимание на
то, что живая птица стоит намного дешевле, чем из нее
же чучело. Так не лучше ли оставаться дешёвкой, но
совершенно живой, чем превратиться в шедевр, но
совершенно дохлый?..
Казалось бы, дурацкий вопрос, однако же и весьма
каверзный.
Летит себе в небе над лесом дешевка — по восемь
денег за килограмм, крыльями хлопает, воздух гребет,
имеет чудесный обмен веществ и нечто звуками выража-
ет. А волею случая, который всегда и есть тот самый
закон природы, падает эта дешёвка, угробленная добыт-
чиком. И несет он ее не на кухню, не для своего и семьи
пропитания, а несет он ее к чучельнику, к мастеру
и художнику чучельного искусства, который делает из
дешёвки по восемь денег за килограмм замечательное
произведение — по сто денег за образ, за выражение
истинной живости мертвой плоти, начисто выпотро-
шенной и набитой особой начинкой.
От качества этой загробной живости глаз, мордочки
и фигуры зависят цена и выход чучела в свет — то ли
в престижный музей, то ли в частное философское
место, обставленное библиотекой и мебелью потомка
потомков королевской династии, где всякий раз промо-
кая чернила, давили на пресс-папье, увенчанное золо-
той, серебряной, бронзовой или даже деревянной голов-
кой Данте, или Наполеона, или Шекспира, или просто
Сатира, — в кулаке зажимали эту выдающуюся головку
вместе с ее знаменитой мордочкой и катали таким спо-
собом промокашку по тексту.
Один коллекционер, любовью раненный навек, зака-
зал себе трость с набалдашником по фотографии той
любви незабвенной, — и потом всегда ходил по делам
и жениться, опираясь всем телом и духом на головку
и прелестную мордочку своей Беатриче, Джульетты,
Офелии — возможны варианты…
Но я не о том. Хотя, конечно, и думать противно, что
некоторым за их выдающиеся заслуги посмертно выпа-
ло стать украшением полезных вещей, — и берут их за
что ни попадя, пристраивают на вешалках почетных
собраний, цепляют на гвозди в стене — как рога оленя,
или голову его целиком, или отдельно взятые головы
тигра, льва, носорога — возможны варианты.
И все же речь — об искусных чучельниках, о худож-
никах и дивных создателях дорогостоящей свежести
и живой натуральности из убитых дешёвок.
Во-о-о-он там, за углом, где самка бабуина изобрета-
ет бессмертие в зарослях звезд, есть знаменитая школа,
куда принимают только бешено одаренных детей и вну-
ков бешено одаренных детей и династий. Однажды
в пятницу, а этот день всегда нехорош для меня, в отли-
чие даже от понедельника, занудил один старородящий
сосед, чтоб я детей его в ту школу пристроила через род-
ственника своего Санта-Морица, который с неба заведу-
ет княжеством Санта-Мориц. И так несносно впился этот
старородящий сосед в мою нежную душу, так скулил он
нескончаемо, неотвязно, тиранически содрогательно,
что поехала я на трамвае и на троллейбусе в ту школу
поглядеть на ее чудеса.
В заведении этом три манерно фасонистых чучельни-
ка с сигаретками Санта-Мориц, — такие длинные сига-
ретки,очень тонкие, темно-коричневые с золотым обод-
ком, — повстречали меня жизнерадостно, сияя рекла-
мно и гипнотически всеми внутренностями и внешно-
стями, как подобает обожателям и поклонникам, кото-
рые нечто мечтают немедленно раскрутить и «впарить»
однофамилице маленького, но знаменитого княжества.
Вся дюжина детей моего соседа, действительного
члена Академии Вранья, мгновенно была принята в эту
знаменитую школу на особо прекрасную программу,
после которой все без исключения поступали с ослепи-
тельным блеском в самые престижные высшие учзаведе-
ния того и этого света.
Дюжина прелестных, живых, свежих дешёвок! Они
так чудесно играли на дудочках, рисовали, пели, пляса-
ли, сочиняли всякую всячину, строили глазки, интриги,
детские козни, кувыркались, дрались, царапались, обзы-
вались, воображали. Но всего за три года школьные
чучельники бесподобно их выпотрошили, набили спец-
веществом мировых стандартов и мозги поставили
в позу, наиболее благоприятную для выражения край-
ней живости в чучельном образе.
Теперь эта дюжина расставлена в наилучшем порядке
в наилучших местах, и сразу видно, как много, чего
и сколько в те чучела вложено!.. Некоторая часть этих
головок и мордочек достигла вершин успеха и стала для
какой-то могучей кучки опорой при ходьбе — как набал-
дашник трости, а также — роскошной ручкой с кольцом
в носу, за которое тянут, когда открывают особую дверь
в особые круги, треугольники, ромбы и эллипсы, где
многие теперь работают металлическими головками
для ручек пресс-папье, катая таким способом промокаш-
ку по тексту, где, например, написано — «И, действи-
тельно, толпа на презентации поэтической книги Юнны
Мориц, о чем-то говорит…»
Я знаю о чем! О том, что Вы, мой люблёвый Читатель,
И еще о том, что я — не их драгоценное чучело, слава
Предки мои когда-то во глубине веков, действитель- 
но, пробегали через княжество Санта-Мориц , когда его
совсем еще не было, и даже играли там на струнных,
клавишных и духовых. Но я не играю эту мелодию.
Я играю совсем не эту мелодию. Потому свое путеше-
ственное, солнечное дитя не привела я тогда к знамени-
тым чучельникам в ту бесподобно чудесную школу.
И свято надеюсь, что ни моя, ни дитя моего голова
и лицо никогда не украсят никакую ни трость с набалда-
шником, ни живой уголок знаменитых чучел. Чего
и вам, как себе, желаю.
Есть такие дивные чучела и вещицы, чья цена
необъятна. Однако живая, летающая, рычащая, свири-
стящая, трепетная дешёвка — вот счастье, которому нет
вообще цены, пока мы на воле и живы…
Ты родился, допустим, соболем или белкой. А уж тут
как тут следы твои знает охотник с ружьем и капканом,
звать его Настоящий Мужик, он в огне не горит и в воде
не тонет. Руки-ноги ему отморозь, отрежь — так он
силой духа превозмогнет и эту недостачу, много тому
свидетелей. Выходит он из не съеденной пожаром, не
заморенной голодом, крепкой избы в зимний таежный
лес и долгие месяцы там за шкуркой твоей охотится, за
нежной, серебристой, пушистой, тепленькой твоей шку-
рочкой — таких на шубы идет немыслимое количество,
число необъятное, не говоря уж о шапках, воротниках,
жакетах, горжетках, палантинах и прочей костюмерии.
Идет себе в чаще Настоящий Мужик, славит Господа
Бога за красоту леса и снега, за сладость воздуха, солнца,
луны, за небесную силу звезд. А в сосредоточенной своей
благодати вожделеет он, чуткий ухом, нюхом и глазом,
весь устремился в кино — крови твоей, агонии, быстрой
и верной гибели.
Благородный в своей суровости, в своем трудовом
одиночестве, и так далее в том же плане, идет Настоя-
щий Мужик и точно знает, что ты — его главный приз.
Вскинул он ружьецо, пальнул — вот и брякнулся ты на
снежок благодатный, переливчато расстелился в драго-
ценной шкурке, весь лежишь лоскутком, содрогаешься
там предсмертно и дорожаешь.
А Настоящий Мужик радостно, полной грудью, упои-
тельно дышит — Господа Бога за такую добычу благода-
рит.
После он шкурку с тебя сдирает, остальное — соба-
кам, псам и сучкам, наивернейшим друзьям его жизни
праведной в честных трудах. А если ты под шкуркой съе-
добен и вкусен для человека, он сам тебя съест. В избе
жена его ждет симпатичная, пироги с грибами печет,
в чугуне жаркое томит с брусникой и мятой. Шкурки
зверей выделывает тоже она, жена Настоящего Мужика,
и надо сказать, работа ее — тяжкая и вонючая, ужас
в каком растворе эти шкурки, эта пушнина, эти меха
доходят до товарного вида…
Вот соболья или там беличья душа твоя отлетела,
а шкурку Настоящий мужик продал и на деньги, полу-
ченные таким заповедным трудом, накупил водки, муки,
сахару, печенья, ножей, патронов, керосину, бензину,
трусов, носков, мыла — да мало ли чего Настоящему
Мужику и жене его надо?!.
Напились они водки под закуску неслыханной,
домашней свежести, под грибочки, квашеную капусточ-
ку с клюквой, под жаркое из дичи, да лежат на сосново-
кленово-дубовом столе головами, вниз прекрасными
лицами, рыдают от счастья, что живы и рядом. Ветви
звенят за окнами, снег поет белизной, солнце золотом
кроет крышу мира, в тишине такой слышно Бога.
А тебя-то в теле и нет, нет тебя во плоти — как не
было, одна душа где-то плавает, — и слава Творцу, что
мордочкой и лапками свисая с гражданки в горжетке избавил душу твою, беличью или соболью, от безоруж-
ного, непроворного, непредприимчивого твоего обита-
ния под дулом Настоящего Мужика, зверопитающегося,
птицепитающегося, рыбопитающегося, чтоб от болезни
потом исчезать в долгих муках, кончаться медленно,
а не мигом, как ты, — пиф-паф.
или с портрета отдельной твоей головы на стене. Бойся,
трепетная дешёвка, так сильно подорожать!.. Все мы
смертны. Все еще впереди. Даже то, что сзади.
Кровь твоя и шкурка дрожащая — наилучшие воспо-
минания, какие у него в тайниках переливаются светом
пьянящей радости: «Эко, вот я, бывало…»
А на том свете узрит Настоящий Мужик тебя лично
в размерах огромных, в необъятных гробах — в одном
тело твое без шкуры, в другом — шкура твоя без тела, да
оба живыми глазами усеяны. И покамест он в оба лица
тебя не узнает, — никуда он не двинется, не пройдет,
лярвами со всех сторон огрызаемый.
Есть от этого способ верный, действенный, однако не
всякому знать дано.
Да уж, поистине тяжела натуральная бытность
Настоящего Мужика, охотника, избостроителя, шкуро-
торговца, звероведа. Редким такое под силу, такое стече-
ние невероятных возможностей.
А тебе, драгоценный зверек в переливчатой шкурке,
грех жаловаться — ты ведь даже и водки не пил, и денег
сроду не видел, не зажег ни одной спички, не брился ни
разу, не знал никаких документов, не говоря уж о наших
буйствах духа и плоти, злобы, зависти, клеветы, воен-
ных кампаний — возможны бесконечные варианты.
Вот идет Настоящий Мужик в малахае медвежье-вол-
чьем, а ведь это — целое произведение про то, как мед-
вежий волк его чуть было насмерть не завалил, да сам
завалился в математически точном и находчивом пое-
динке. Или опять же оленьего лося на нем бахилы —
тоже целое произведение про то, как лось этот олений
чуть было его насмерть не завалил, да сам…
А ты бегай, дивный зверек, струистая зверь, дичь,
красоты бесподобной дешёвка, — пока ты живьем и на
воле. Дешёвка твоя божественна. Сильно подорожаешь,
мордочкой и лапками свисая с гражданки в горжетке или
с портрета отдельной твоей головы на стене. Бойся, тре-
петная дешевка так сильно подорожать!..Все мы смертны.
Все еще впереди. Даже то, что сзади.

Внимание! Все права защищены.
Любой из материалов, опубликованных на этом сайте, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения автора.
© Юнна Мориц